Новости
Главная » Новости
Объяснения Оренбургской природоохранной прокуратуры.
Оренбургская природоохранная прокуратура дает разъяснения по следующим вопросам:
1. Общий допустимый улов водных биологических ресурсов
2. Организации лесопарковых зеленых поясов
3. Изменения в Земельный кодекс Российской Федерации вступили в силу
4. В «Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» внесены изменения.
5. В России вводятся в действие «Правила лесовосстановления»
6. Вступают в силу «Правила обращения с твердыми коммунальными отходами»
7. Правила образования рыбохозяйственных заповедных зон
Сохранить и ознакомиться позже
Общий допустимый улов водных биологических ресурсов
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.10.2016 г. № 474 утвержден разработанный Росрыболовством общий допустимый улов водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации (за исключением внутренних морских вод РФ) на 2017 год.
В соответствии с этим документом на водных объектах Оренбургской области общий допустимый улов водных биологических ресурсов (в тоннах) в следующем году составит:
|
Водные биологические ресурсы |
Водохранилища |
Озера |
Реки |
|
|
Ириклинское |
Малые |
|||
|
Сазан (все формы вида) |
7 |
14 |
5 |
2 |
|
Лещ (все формы вида) |
38 |
13 |
4 |
7 |
|
Судак |
41 |
5 |
1 |
2 |
|
Щука |
3 |
11 |
5 |
5 |
|
Сом пресноводный |
3 |
1 |
1 |
4 |
|
Раки |
5 |
5 |
10 |
5 |
С 15.07.2016 года уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов усилится.
Так, наказание за такое деяние (предусмотрено частью 1 статьи 256 Уголовного кодекса Российской Федерации) в виде штрафа изменится. Если ранее пределы штрафа могли составлять 100 000 - 300 000 рублей, то в ближайшем будущем они составят 300 000 - 500 000 рублей.
Кроме того, осужденному может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет (ранее могло быть назначено наказание только в виде обязательных работ или ареста).
Повышена и ответственность за совершение этого преступления с использованием служебного положения, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо с причинением особо крупного ущерба (часть 3 статьи 256 УК РФ).
Раньше размеры штрафа находились в пределах 100 000 - 500 000 рублей, теперь - от 500 000 до 1 000 000 рублей.
Изменился и верхний предел назначения наказания в виде лишения свободы: прежде оно не могло превышать 2 лет, теперь возможно назначение такого вида наказание на срок 5 лет.
Организации лесопарковых зеленых поясов
Начиная с 2017 года в границах городских населенных пунктов появиться возможность организации лесопарковых зеленых поясов. Президентом страны подписан закон «О внесении изменений в федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов» от 03.07.2016 г. № 353-ФЗ.
Это будут зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности (в частности на этих территориях запрещено использование токсических химических веществ, размещение отходов I - III классов опасности, разработка месторождений полезных ископаемых, размещение скотомогильников и складов ядохимикатов и т.д.).
В целях создания лесопаркового зеленого пояса некоммерческие организации, органы государственной власти или органы местного самоуправления должны обратиться с мотивированным ходатайством в общественную палату соответствующего субъекта РФ.
В свою очередь, данная общественная палата в течение 30 дней с момента поступления ходатайства организует общественные (публичные) слушания.
По результатам этих слушаний общественная палата подготавливает итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию об общественных (публичных) слушаниях, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников рекомендациях.
В случае, если по результатам слушаний большинством участников было одобрено создание лесопаркового зеленого пояса, соответствующее ходатайство вместе с итоговым документом (протоколом), в течение 10 дней после дня их проведения обнародуются, в том числе размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и направляются в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ. Данный орган обязан в течение 40 дней принять решение о создании лесопаркового зеленого пояса или об отказе в его создании, а в течение 180 дней после принятия решения о создании - установить границы пояса (с включением их в Единый государственный реестр недвижимости).
Примечательно, что изменение границ лесопаркового зеленого пояса в сторону уменьшения, не допускается.
В дальнейшем уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ обязан не реже 1 раза в полугодие размещать на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» аналитическую информацию о состоянии лесопаркового зеленого пояса и об изменениях его состояния.
Российской Федерации вступили в силу
С 04.07.2016 года вступили в силу изменения, внесенные в Земельный кодекс Российской Федерации.
Впервые в Кодексе дано понятие рекультивации земель - это выполнение мероприятий по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Рекультивацию земель обязаны проводить лица, чья деятельность привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя).
Если же негативное воздействие привело к такой деградации земель, что их рекультивация невозможна, производится их консервация (временное исключение земель из хозяйственного оборота для предотвращения развития и устранения процессов деградации, восстановления их плодородия).
Лица, в результате деятельности которых возникла необходимость консервации земель, возмещают правообладателям таких земельных участков убытки.
Земельным кодексом введен запрет на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции с использованием земель, подвергшихся загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами.
В «Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» внесены изменения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2016 г. № 1149 внесены изменения в вышеуказанное «Положение...».
В соответствии с ними, если обследованием (которое организуется собственником гидтротехнического сооружения или эксплуатирующей его организацией) установлено, что возможные повреждения ГТС не приведут к возникновению чрезвычайной ситуации, декларирование безопасности такого ГТС не проводится, сведения о них не вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и разрешение на эксплуатацию ГТС не требуется.
С 19 апреля 2016 года вступает в силу административный регламент Ростехнадзора по осуществлению государственного надзора при эксплуатации капитальном ремонте, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений (утвержден приказом Ростехнадзора от 24.02.2016 г. N 67).
В ходе осуществления надзорных мероприятий, помимо прочего, будет проверяться:
- наличие разрешения на эксплуатацию ГТС и согласованных правил их эксплуатации;
- соблюдение процедуры декларирования безопасности ГТС, процедуры регистрации ГТС в Российском регистре ГТС, а также требований об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварий ГТС.
Собственники или лица эксплуатирующие ГТС при проведении проверки имеют право:
- присутствовать при проведении проверки, давать объяснения;
- получать от Ростехнадзора информацию, которая относится к предмету проверки;
- знакомиться с результатами проверки;
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Ростехнадзора;
- привлекать Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ участию в проверке.
Срок проверки - 30 рабочих дней со дня начала ее проведения (в отношении субъектов малого предпринимательства: 50 часов - для малого предприятия и 15 часов - для микропредприятия в год).
На гидротехнических сооружениях I класса устанавливается режим постоянного государственного надзора.
В России вводятся в действие «Правила лесовосстановления»
(утверждены приказом Минприроды России от 29.06.2016 г. N 375).
Данными «Правилами...» определено, что лесовосстановление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов следующими способами.
- естественный (вследствие природных процессов, а также мер содействия им -сохранение подроста лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, минерализация почвы, огораживание);
- искусственный (создание лесных культур: посадка сеянцев, саженцев, в том числе с закрытой корневой системой, черенков или посев семян лесных растений);
- комбинированный (сочетание двух вышеуказанных способов).
Лесовосстановление должно обеспечиваться либо арендаторами лесных участков, либо (если такие участки не переданы в аренду) - соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления.
Лесовосстановительные мероприятия осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления.
При составлении проекта лесовосстановления проводятся: обследование лесного участка; проектирование способа лесовосстановления; отвод лесного участка (в том числе осуществление геодезической съемки с привязкой к границам лесного квартала, дорогам и другим постоянным ориентирам).
В проекте лесовосстановления должны содержаться:
1) характеристика местоположения лесного участка (наименование лесничества (лесопарка), участкового лесничества, номер квартала, номер выдела, площадь лесного участка);
2) характеристика лесорастительных условий лесного участка (в том числе рельефа, гидрологических условий, почвы);
3) характеристика вырубки (количество пней на единице площади, состояние очистки от порубочных остатков и валежной древесины, характер и размещение оставленных деревьев и кустарников, степень задернения и минерализации почвы);
4) характеристика имеющегося подроста и молодняка лесных древесных пород (состав пород, средний возраст, средняя высота и количество деревьев и кустарников на единице площади, размещение их по площади лесного участка, состояние лесных насаждений и его оценку);
5) обоснование проектируемого способа лесовосстановления;
6) сроки и технологии (методы) выполнения работ по лесовосстановлению;
7) требования к используемому для лесовосстановления посадочному материалу;
8) требования к молоднякам, площади которых подлежат отнесению к землям, занятым лесными насаждениями, для признания работ по лесовосстановлению завершенными (возраст, количество деревьев главных лесных древесных пород, средняя высота).
С 25 ноября 2016 года вступят в силу «Правила обращения с твердыми коммунальными отходами».
Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016 года издано постановление № 1156, которым утверждены вышеуказанные «Правила...».
Данным документом установлены понятия бункера (мусоросборник для складирования крупногабаритных отходов, к которым отнесены мебель, бытовая техника, отходы от ремонта помещений и т.д.), контейнера (мусоросборник для складирования иных, кроме крупногабаритных, отходов), приведена типовая форма договора на оказание услуг по обращению с отходами.
Определено, что данный договор заключается между потребителем и региональным оператором, который в течение 1 месяца со дня наделения его таким статусом, обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного или иного жилого дома, предложение о заключении договора.
Если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта РФ и региональным оператором, региональный оператор не заключил соответствующие договоры с потребителями, данная коммунальная услуга оказывается в соответствии с условиями вышеуказанного соглашения.
Потребители осуществляют складирование отходов в местах, определенных в договоре (контейнеры, бункеры, иные емкости), при этом в них запрещено помещать: горящие, раскаленные или горячие отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы.
В случае если региональный оператор обнаружит несанкционированное место складирования отходов объемом более 1 м3, он обязан в течение 5 рабочих дней уведомить об этом собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган экологического надзора, предложить в течение 30 дней ликвидировать несанкционированную свалку и направить проект договора на такую ликвидации. Если собственник данного земельного участка в указанный срок не исполнил своей обязанности, региональный оператор выполняет эти работы за свой счет и может обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
После 1 января 2018 года транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, запрещается.
С 15 сентября 2016 года вступят в силу «Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 г. N 881).
Установлено, что конкурсные отборы являются открытыми по составу участников, плата за участие в конкурсе не взимается.
Для проведения отбора приказом уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации создается конкурсная комиссия в количестве не менее 5 человек.
Не позднее чем за 20 дней до окончания срока подачи заявок на официальном сайте в сети «Интернет» размещается документация об отборе, которая, в частности, должная содержать: описание границ зоны деятельности оператора, сведения о количестве и источниках образования отходов в разрезе поселений и городских округов, данные о расположении мест сбора и накопления отходов, обязанности оператора, критерии отбора и т.д.
Участниками конкурсного отбора могут быть организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, обладающие действующей лицензией на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности; не находящиеся в стадии ликвидации или конкурсного производства; не имеющие задолженности по налогам, сборам, штрафам; у руководителя и главного бухгалтера организации не должно быть неснятой и непогашенной судимости за преступления в сфере экономической деятельности.
В качестве критериев оценки и сопоставления заявок закреплены стоимость и качество услуги.
«Правила образования рыбохозяйственных заповедных зон»
С 15 октября 2016 года вступают в силу «Правила образования рыбохозяйственных заповедных зон» (утверждены постановлением Правительства РФ от 05.10.2016 г. № 1005).
Установлено, что такой зоной является водный объект или его часть с прилегающей к ним территорией, на которых устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности в целях сохранения водных биологических ресурсов и создания условий для развития аквакультуры и рыболовства.
Решение об образовании рыбохозяйственной заповедной зоны, а также об установлении видов хозяйственной и иной деятельности, которые запрещены или ограничены в ней, принимает Министерство сельского хозяйства РФ.
Помимо этого, Минсельхоз России по согласованию с различными органами (Министерством природных ресурсов и экологии РФ, органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ, в определенных случаях - с Минтрансом, Минпромторгом, Минэнерго, Росатомом, ФСБ РФ) разрабатывает паспорт зоны, в который включаются следующие данные:
- обоснование необходимости образования;
- карта-схема с указанием размеров и границ зоны;
- сведения об охраняемых ценных видах водных биологических ресурсов;
- сведения о видах хозяйственной и иной деятельности, которые запрещены или ограничены в рыбохозяйственной заповедной зоне.
В рыбохозяйственных заповедных зонах могут быть запрещены или ограничены:
1. Разведка и добыча полезных ископаемых.
2. Судоходство.
3. Транспортировка нефти и нефтепродуктов, газов и продуктов их переработки магистральным трубопроводным транспортом.
4. Сплав древесины по водотокам и водоемам всеми способами.
5. Деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима, за исключением работ по рыбохозяйственной мелиорации.
6. Сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водный объект.
7. Строительство гидроэлектростанций.
8. Рубка лесных насаждений.
9. Строительство зданий, строений, сооружений, используемых для производства промышленной продукции.
10. Использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв.
11. Размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов.
12. Осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
13. Движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
14. Размещение АЗС, складов ГСМ (за исключением случаев, если они размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды и Водного кодекса РФ), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществления мойки транспортных средств.
15. Размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов.
16. Распашка земель.
17. Размещение отвалов размываемых грунтов.
18. Выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Установлены ставки платы за негативное воздействие
на окружающую среду и дополнительные коэффициенты
к ним на 2016-2018 годы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 г. № 913 установлены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты к ним на 2016-2018 годы.
Они подлежат применению с 01.01.2016 г. и установлены за 1 тонну загрязняющих веществ, при этом ставки платы за:
- выбросы в атмосферный воздух и сбросы в водные объекты содержат по 159 наименований веществ (и, соответственно по 159 ставок),
- размещение отходов производства и потребления по пяти видам отходов в зависимости от класса их опасности (7 ставок).
Примечательно, что ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду территорий и объектов, находящихся под особой охраной, применяются с дополнительным коэффициентом 2.
Оренбургский природоохранный
межрайонный прокурор
старший советник юстиции Р.В. Юдин
К полному списку
